МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ

убрать
список список
Центральный федеральный округ
123022, г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д.7 стр.3, тел.: +7(495)531-62-76, e-mail: info@сfo.fsrar.ru
Южный федеральный округ
344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru
Уральский федеральный округ
620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, д.99а, тел.:+7(343) 295-11-71, e-mail: info@urfo.fsrar.ru
Северо-Западный федеральный округ
191014 г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.6 лит.А, тел.: +7(812)401-53-83, e-mail: info@szfo.fsrar.ru
Северо-Кавказский федеральный округ
357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, д.3, кор. 13, тел.: +7(87934)5-29-29, факс: +7(87934)5-29-28, e-mail: info@skfo.fsrar.ru
Сибирский федеральный округ
630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д.52, тел:. +7(383)231-14-11, e-mail: info@sfo.fsrar.ru
Приволжский федеральный округ
603104, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, д.6, корпус 6, офис №833, тел.: +7(831)437-17-98, e-mail: info@pfo.fsrar.ru
Дальневосточный федеральный округ
680000 г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86, тел.: +7(4212)30-42-23, e-mail: info@dfo.fsrar.ru
Центральный федеральный округ||<p>123022, г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д.7 стр.3, тел.: +7(495)531-62-76, e-mail: info@сfo.fsrar.ru</p> Северо-Западный федеральный округ||<p>191014 г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.6 лит.А, тел.: +7(812)401-53-83, e-mail: info@szfo.fsrar.ru </p> Приволжский федеральный округ||<p>603104, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, д.6, корпус 6, офис №833, тел.: +7(831)437-17-98, e-mail: info@pfo.fsrar.ru </p> Южный федеральный округ||<p>344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru </p> Северо-Кавказский федеральный округ||<p>357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, д.3, кор. 13, тел.: +7(87934)5-29-29, факс: +7(87934)5-29-28, e-mail: info@skfo.fsrar.ru </p> Южный федеральный округ||<p>344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru </p> Уральский федеральный округ||<p>620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, д.99а, тел.:+7(343) 295-11-71, e-mail: info@urfo.fsrar.ru</p> Сибирский федеральный округ||<p>630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д.52, тел:. +7(383)231-14-11, e-mail: info@sfo.fsrar.ru </p> Дальневосточный федеральный округ||<p>680000 г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86, тел.: +7(4212)30-42-23, e-mail: info@dfo.fsrar.ru  </p>
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ Вход для органов государственной власти

Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка

Проводится обсуждение проекта Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Замечания и предложения по проекту Обзора необходимо направлять на адрес электронной почты Sviridov-da@fsrar.ru.

Срок проведения общественного обсуждения с 10.08.2017 г. по 14.09.2017 г.

Проект Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (docx, 0.038Mb)



ПРОЕКТ

 

ОБЗОР

правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

 

Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7, и приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 25.11.2016 № 403 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".

Обзор правоприменительной практики подготовлен за 2017 год по результатам контрольно-надзорной деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

Общие положения

 

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) в соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

В рамках осуществления данных полномочий Росалкогольрегулирование в том числе осуществляет:

лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, за производством, хранением, поставками и розничной продажей винодельческой продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства";

государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также государственного надзора, осуществляемого при розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в части их соответствия требованиям технических регламентов);

рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В январе-июне 2017 года Росалкогольрегулированием проведено 3368 контрольных мероприятий в отношении 2 300 организаций (результативность – 85,3%), осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения контрольных мероприятий являются:

33,6% - искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей;

14,6% - оборот продукции немаркированной федеральными специальными или акцизными марками, или маркированной поддельными федеральными специальными или акцизными марками;

9,3% – нарушения порядка учета алкогольной продукции;

9% - нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В ходе проведения контрольных мероприятий Росалкогольрегулированием:

проверено 1320,26 тыс. дкл этилового спирта и алкогольной продукции (водки – 526,42 тыс. дкл), а также 221,47 тыс. дкл спиртосодержащей продукции;

выявлено в нелегальном обороте 162,11 тыс. дкл этилового спирта и алкогольной продукции, что составляет 12,3 % от проверенного этилового спирта и алкогольной продукции (водки – 40,5 тыс. дкл, что составляет 7,7% от проверенной водки), в также 194,96 тыс. дкл спиртосодержащей продукции (что составляет 88,03% проверенной спиртосодержащей продукции.

Кроме того, Росалкогольрегулированием за январь – июнь 2017 года принято:

47 решений о приостановлении действия лицензий на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

41 решение о направлении в суд заявлений об аннулировании лицензий на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

Раздел I

Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения проверок и административных расследований.

 

В 2017 году Росалкогольрегулированием в ходе осуществления контрольно-надзорных полномочий были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения.

I. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и организациями, осуществляющими оптовый оборот указанной продукции:

1. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

Основными видами указанных нарушений являются:

1) указание в декларациях недостоверных сведений об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, предусмотрено, что декларации заполняются в соответствии с сопроводительными и первичными бухгалтерскими документами.

При этом, в ходе контрольных мероприятий выявляются случаи расхождения сведений, отраженных в декларациях, с данными, содержащимися в сопроводительных и первичных бухгалтерских документах.

Кроме того, участились случаи отражения сведений о поставке алкогольной продукции в адрес индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность.

2) непредставление деклараций.

Основными видами указанных нарушений являются:

а) непредставление деклараций при наличии остатков продукции.

При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость не только от фактического осуществления определенного вида деятельности, но и от наличия остатков продукции на конец предыдущего декларируемого отчетного периода;

б) использование для представления деклараций формата отличного от утвержденного Росалкогольрегулированием.

В соответствии с пунктом 21 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила), Росалкогольрегулирование и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным товаропроизводителям) по телекоммуникационным каналам связи.

Формат представления деклараций утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей";

в) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи, действующей на момент представления деклараций.

В соответствии с пунктом 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи";

Повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган, влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей:

- при представлении деклараций использовать действующий формат, утвержденный Росалкогольрегулированием;

- перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;

- осуществлять контроль за корректным заполнением данных деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей;

- проводить своевременные сверки с контрагентами;

- усилить контроль за надлежащей загрузкой деклараций в Базу данных деклараций в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);

- проверять информацию о статусе индивидуальных предпринимателей в онлайн-сервисе сведений о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенных на сайте ФНС России по адресу https://egrul.nalog.ru/.

2. Производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ):

1) у производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – отсутствие фиксации, а также несвоевременная фиксация сведений в ЕГАИС.

Сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля (пункт 5.3.1 Приложения № 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее – приказ № 149));

2) у организаций-производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год – отсутствие фиксации сведений о поставках произведенной продукций в ЕГАИС.

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона
№ 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

Согласно подпункту 8 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона
№ 171-ФЗ указанное требование не распространяется на учет объема производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год.

Одновременно с этим, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила функционирования ЕГАИС).

В соответствии с пунктом 2 Правил функционирования ЕГАИС действие указанных правил не распространяется на случаи учета объема производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанные в пункте 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171 -ФЗ.

Таким образом, действие Правил функционирования ЕГАИС не распространяется на учет объема производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, но распространяется на учет объема оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;

3) у организаций, осуществляющих оптовый оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции - отсутствие фиксации, а также несвоевременная фиксация сведений о поставке и закупке алкогольной продукции в ЕГАИС.

Организациями, осуществляющими оптовый оборот алкогольной продукции, заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляются в день фактического получения продукции (пункт 5.2.1 Приложения № 5 к приказу № 149).

В ходе проведения контрольных мероприятий зачастую выявляются случаи несвоевременной фиксации сведений о закупке алкогольной продукции.

Отсутствие фиксации сведений в ЕГАИС влечет аннулирование лицензий в судебном порядке, а также административную ответственность, предусмотренную статьями 14.17 и 14.19 КоАП РФ.

Меры, которые следует предпринять как организациям, осуществляющим производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, так и организациям, осуществляющим оборот указанной продукции, в целях недопущения нарушений порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

- руководителям организаций осуществлять контроль за фиксацией сведений в ЕГАИС;

- регулярное проведение аудита на соответствие организации требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- регулярное проведение мониторинга законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений;

- повышение квалификации персонала (обучение сотрудников по фиксации сведений в ЕГАИС).

3. Невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии.

Совершение указанного нарушения влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы).

Предлагаемой мерой для предотвращения указанного нарушения является контроль руководства организации за своевременным и надлежащим устранением причин, повлекших приостановление действия лицензии.

4. Непредставление лицензирующему органу возможности провести проверку лицензиата на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических, средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС и снятие с них показателей, в том числе:

- непредставление должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможности ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также необеспечение доступа проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическим лицом помещения;

- необеспечение присутствия руководителя, иных должностных лиц или уполномоченных представителей на момент проведения внеплановой выездной проверки.

Так, согласно пункту 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа - руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

На основании пункта 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Кроме того, в соответствии с пунктом 13 статьи 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ уведомление о проведении внеплановой проверки лицензиату направляется по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, и (или) непосредственно предъявляется в момент начала ее проведения в форме соответствующего приказа (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя лицензирующего органа.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Совершение указанных нарушений влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную статьями 19.4, 19.4.1 КоАП РФ.

Во избежание указанных нарушений участникам алкогольного рынка необходимо своевременно представлять соответствующее заявление в Росалкогольрегулирование о необходимости внесения изменений в части указания нового адреса электронной почты и (или) места нахождения организации в соответствии с пунктом 12 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ, а также своевременно получать юридически значимые сообщения, в том числе уведомления о начале проведения плановых и внеплановых проверок от Росалкогольрегулирования и его территориальных органов.

II. Нарушения совершаемые организациями, осуществляющими производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

1. Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям ГОСТов и нормативной технической документации, нарушение требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и связанным с нарушением требований, предъявляемым к процессам производства, хранения либо выпуска в обращение такой продукции.

Причинами указанных нарушений являются:

- ускоренные технологии при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции, разработанные и утвержденные в организации и содержащие требования, противоречащие ГОСТам;

- использование сырья для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующего производимому виду продукции в соответствии с лицензией;

- отсутствие документа, подтверждающего техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или копии договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;

- несоблюдение обязательных требований при производстве, хранении алкогольной и спиртосодержащей продукции, нарушения технических регламентов при перевозке продукции.

Совершение указанных нарушений влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную статьями 14.17, 14.43 КоАП РФ.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, организациям необходимо:

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- регулярно проводить мониторинг законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений;

- повышать квалификацию персонала.

2. Незаконное использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции, а именно:

- эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом - влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 14.17 КоАП РФ;

- использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований пункта 10 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ (непредставление в лицензирующий орган перечня видов данного оборудования, сертификатов соответствия или деклараций о его соответствии, а также документов, указанные в подпунктах 10, 11 и 13 пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ) - влечет приостановление действия лицензии по решению Росалкогольрегулирования, а также административную ответственность, предусмотренную статьей 14.17 КоАП РФ.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений организациям необходимо:

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- повышать квалификацию персонала.

III. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими оптовый оборот алкогольной продукции:

1. Оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ либо с поддельными марками.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона №171-ФЗ, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона, либо с маркировкой поддельными марками запрещен.

Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершение указанных нарушений влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ.

Мерой, которую необходимо предпринять в целях избежания совершения данного правонарушения, является проведение каждым из участников алкогольного рынка (как оптового, так и розничного звена) на постоянной основе проверки подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием функционала "Проверка марок" "Личного кабинета" на сайте Росалкогольрегулирования (service.fsrar.ru).

2. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также фальсификация их (в том числе путем дублирования).

В ходе мероприятий по контролю устанавливаются факты приобретения организациями оптовой торговли алкогольной продукции одного и того же наименования с одной датой розлива. В пакетах товаросопроводительных документов присутствует один и тот же раздел А справки к ТТН.

При проведении сравнения объемов партии алкогольной продукции, приобретенной проверяемой организацией оптовой торговли, устанавливается факт превышения указанных объемов над объемами производства данной партии алкогольной продукции, зафиксированной организацией-производителем в ЕГАИС, и отраженной в разделе А справки к ТТН, выданной организацией-производителем первой организации-покупателю.

При этом статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

Совершение указанных нарушений влечет приостановление действия лицензии по решению Росалкогольрегулирования, а также административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В целях избежания совершения данного нарушения, организациям следует использовать все доступные меры по проверке документов с использованием информационных ресурсов Росалкогольрегулирования, а именно:

- осуществлять проверку номеров фиксации поставок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к ТТН, в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);

- осуществлять сверку диапазонов номеров федеральных специальных марок, указанных в п. 12 раздела А справки, прилагаемой к ТТН с фактическими номерами марок, нанесенных на закупленную алкогольную продукцию;

- проверять наличие лицензий у всех контрагентов, указанных в разделе Б справок, прилагаемых к ТТН (в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/) для организаций-участников рынка функционирует специализированный раздел "Контроль лицензий". В данном разделе Личного кабинета представители организаций могут осуществлять оперативное наблюдение за состоянием лицензий своих контрагентов);

- осуществлять проверку дат розлива и дат поставок алкогольной продукции.

3. Нарушения требований к складским помещениям, установленных Техническими условиями в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н, в том числе:

- отсутствие поддонов в складском помещении при отсутствии стеллажей (при выдаче лицензии складское помещение должно уже соответствовать требованию в части наличия поддонов и их расположения в складских помещениях);

- нарушение температурного режима (при выдаче лицензии проверяется соответствие температурного режима для хранения всех видов алкогольной продукции);

- расположение строительных конструкций не соответствует техническому паспорту (организации представляют технические паспорта в которых не отражены все конструктивные элементы складских помещений).

Мерой, которую необходимо предпринять в целях избежания совершения данного правонарушения, является контроль за соблюдением требований к складским помещениям, установленных Техническими условиями в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н.

 

Раздел II

Анализ наиболее часто совершаемых соискателями лицензий (лицензиатами), представивших заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии, нарушений, выявленных Росалкогольрегулированием при осуществлении лицензионного контроля.

 

Административным регламентом предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335 (далее – Административный регламент) установлены сроки и последовательность административных процедур и административных действий Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами, порядок взаимодействия с организациями, органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, в том числе формы заявлений, представляемые организациями при получении государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата в порядке, установленном для выдачи лицензии. Таким образом, организация должна соответствовать лицензионным требованиям установленным положениями, в том числе статьям 11, 19 Федерального закона № 171-ФЗ, в связи с чем, Росалкогольрегулированием направляются запросы по системе межведомственного электронного взаимодействия в Росреестр, МЧС России, ФНС России.

При подаче заявлений (выдача, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) в Росалкогольрегулирование наиболее часто встречаются следующие нарушения:

1) у организаций, осуществляющих производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

а) наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

б) нарушение требований статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, в том числе:

отсутствие сертификатов соответствия на основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

не представления документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на основное технологическое оборудование;

нарушение требований Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 24.03.2015 № 74;

в) несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ, в том числе:

- выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям;

- отсутствие документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда);

- отсутствие документа, подтверждающего техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или копии договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;

- нарушение приказа Росалкогольрегулирования от 26.09.2014 № 289 "О перечне информации об основном технологическом оборудовании для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения основного технологического оборудования";

- нарушения технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции:

Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2012 № 59н;

Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 26.11.2012 № 351.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, соискателям лицензий необходимо:

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- регулярно проводить мониторинг законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений;

- повышать квалификацию персонала.

2) у организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции:

а) предоставление организациями недостоверной или неполной информации в заявлениях на получение государственной услуги по лицензированию оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции:

в заявлении (на выдачу, переоформление лицензии) не указан КПП обособленного подразделения (склада) или он указан неверно (в случае если место нахождения организации не совпадает с местом нахождения складских помещений организации необходимо встать на учет в налоговом органе, получить уведомление о постановке на учет российской организации по месту нахождения обособленного подразделения и указать соответствующий КПП в заявлении, при этом при включении в лицензию нового склада, указывается именно КПП нового склада, а не указанных ранее в лицензии);

в заявлении (на выдачу, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) указано два адреса электронной почты (Административным регламентом предусмотрено указание только одного адреса электронной почты, по которому Росалкогольрегулирование осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи);

в заявлении (на выдачу, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) не верно указан вид деятельности, вид продукции или вид продукции не соответствует виду деятельности (алкогольная и спиртосодержащая продукции в соответствии с Федеральным законом
№ 171-ФЗ являются разными видами продукции и соответственно лицензии выдаются отдельно на каждый вид продукции);

в заявлении (на переоформление лицензии) не указано место нахождения склада (не указано место нахождения склада, которое организация планирует указать в лицензии (включаемого, уточняемого)).

б) непредставление организациями документов, подтверждающих формирование и оплату уставного капитала.

В случае перехода доли от одного участника к другому (или продажи доли иным лицам) организациям необходимо предоставить документы, подтверждающие переход доли.

в) нарушения требований к складским помещениям, установленных Техническими условиями в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденными приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н, в том числе:

- отсутствие поддонов в складском помещении при отсутствии стеллажей (при выдаче лицензии складское помещение должно уже соответствовать требованию в части наличия поддонов и их расположения в складских помещениях);

- нарушение температурного режима (при выдаче лицензии проверяется соответствие температурного режима для хранения всех видов алкогольной продукции);

- расположение строительных конструкций не соответствует техническому паспорту (организации представляют технические паспорта, в которых не отражены все конструктивные элементы складских помещений).

г) ЕГАИС располагается организациями в помещении, не указанном в лицензии (не указанном в заявлении о выдаче (переоформлении лицензии), или отсутствует в складском помещении.

Согласно пункту 2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 650 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" при наличии у организаций обособленных подразделений, программно-аппаратные средства организаций должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, соискателям лицензий необходимо:

- регулярно проводить аудит на соответствие организации требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- регулярно проводить мониторинг законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений;

- повышать квалификацию персонала.

 

Раздел III

Анализ информации, содержащейся в представленных организациями-нелицензиатами уведомлениях о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, в целях выявления несоответствия заявленной продукции виду, указанному в статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ.

 

Наиболее часто совершаемые организациями, осуществляющими производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, нарушения законодательства Российской Федерации, при направлении в Росалкогольрегулирование уведомлений о начале оборота указанной продукции, являются:

1) незаполнение обязательных полей, предусмотренных Положением о представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 474 (далее - Постановление № 474), а именно неуказание:

- наименования вида алкогольной продукции, определенного в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ;

- сведений о наличии (отсутствии) товарного знака;

- сведений о национальных или международных стандартах, которым соответствует произведенная продукция;

2) указание в составе используемого для производства продукции сырья, несоответствующего положениям, установленным статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТу на заявляемый вид продукции.

Так, в ходе анализа уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи Росалкогольрегулированием устанавливаются намерения организаций, планирующих совершить оборот указанной алкогольной продукции, произведенной заведомо с нарушением обязательных требований, предъявляемых к указанной продукции.

Например, в ходе анализа представленных уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции установлено, что в ряде случаев в состав сидров входят не предусмотренные пунктом 12.4 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТ 31820-2012 "Сидры. Общие технические условия" составляющие - ароматизаторы, пищевые красители, и иные виды сырья, не являющиеся сырьем для производства сидра (вишневый, персиковый, абрикосовый и другие (не яблочные) соки, иное фруктовое (не яблочное) сусло).  

 

Следовательно, фактически указанные участники алкогольного рынка под видом алкогольной продукции, производство и оборот которой не требует лицензии и маркировки (например, сидр, пивные напитки, медовуха), осуществляют производство слабоалкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке федеральными специальными марками и лицензированию.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, организациям, осуществляющим производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, необходимо:

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- регулярно проводить мониторинг законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений;

- не допускать осуществление незаконного (безлицензионного) производства продукции, не являющейся согласно статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТам пивом, пивным напитком, сидром, пуаре или медовухой;

- проверять соответствие состава используемого при производстве вида алкогольной продукции сырья требованиям к сырью, установленным статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТом на заявляемый вид продукции;

- повышать квалификацию персонала;

- до отправления уведомления в Росалкогольрегулирование проверять полноту наполнения форм, установленных Постановлением 474.

 

 



Все поля обязательны к заполнению.

Сообщить о синтаксической ошибке на странице

Спасибо за сообщение. Ваше обращение принято в обработку